Модуль:Random: различия между версиями
Andras (обсуждение | вклад) м (1 версия импортирована) |
(нет различий)
|
Текущая версия от 10:17, 30 апреля 2024
Этот модуль содержит ряд функций, использующих случайные числа. Он может вернуть случайное число, выбрать случайный элемент списка или перемешать список случайным образом. Перемешанные списки могут быть выведены в строчку или в виде нумерованных или ненумерованных списков различных видов. Доступные функции описаны более подробно ниже.
Number[править код]
Функция number
возвращает случайное число.
{{#invoke:Random|number|m|n|same=yes}}
Аргументы m
и n
могут быть опущены, однако в случае, если они заданы, они должны быть приводимы к целым числам.
- При вызове без параметров возвращает вещественное число в полуинтервале <math>[0,1)</math>.
- При вызове с одним параметром возвращает целое число из интервала <math>[1,m]</math>.
m
должно быть положительным. - При вызове с двумя параметрами возвращает целое число из интервала <math>[m,n]</math>.
m
иn
могут быть как положительными, так и отрицательными. Еслиm
большеn
, возвращает целое число из интервала <math>[n,m]</math>. - Если параметру
|same =
присвоено одно из значений «yes», «y», «true» или «1», одно и то же случайное число возвращается для каждого вызова модуля на данной странице.
Примеры (
){{#invoke:Random|number}}
→ 0.1502367817565{{#invoke:Random|number|100}}
→ 24{{#invoke:Random|number|-100|-50}}
→ -55{{#invoke:Random|number|100|same=yes}}
→ 20{{#invoke:Random|number|100|same=yes}}
→ 20
Документация этой функции частично скопирована из справки по Scribunto Lua, в свою очередь основанной на справке по Lua 5.1, доступной под лицензией MIT.
Date[править код]
Функция date
возвращает случайную дату.
{{#invoke:Random|date|метка1|метка2|format=формат даты|same=yes}}
- Если ни одна из временных меток не задана, модуль возвращает случайную дату текущего года.
- Если заданы параметры
метка1
иметка2
, модуль возвращает случайную дату между данными двумя временными метками.метка1
должна быть раньшеметка2
. - Если задан только параметр
метка1
, модуль возвращает случайную дату между «эрой Unix» (1 января 1970) и временной меткой. Меткаметка1
не должна быть раньше 1 января 1970. - Форматирование может быть задано параметром
|format =
. Форматирование по умолчанию — «hh:mm, DD Month YYYY (UTC)» (аналогично форматированию по умолчанию временных меток РуСказок). - Временные метки и параметр
|format =
поддерживают значения, совместимые с функцией парсера #time. Обратитесь к документации #time для получения полного списка возможных входных значений и опций форматирования. - Если параметру
|same =
присвоено одно из значений «yes», «y», «true» или «1», одна и та же дата возвращается для каждого вызова модуля на данной странице.
Примеры (
){{#invoke:Random|date}}
→ 22:31, 15 февраль 2024 (UTC){{#invoke:Random|date|format=F j}}
→ апрель 7{{#invoke:Random|date|1 Jan 1980|31 Dec 1999}}
→ 05:28, 28 февраль 1998 (UTC){{#invoke:Random|date|1st January 1500|1st January 3000|format=g:i a, l d M Y}}
→ 11:39 pm, среда 25 июн 2797{{#invoke:Random|date|1970/06/01}}
→ 15:54, 17 март 1970 (UTC){{#invoke:Random|date|same=yes}}
→ 08:32, 12 март 2024 (UTC){{#invoke:Random|date|same=yes}}
→ 08:32, 12 март 2024 (UTC)
Item[править код]
Функция item
возвращает случайный элемент списка.
{{#invoke:Random|item|элемент списка 1|элемент списка 2|элемент списка 3|...|same=yes}}
Если параметру |same =
присвоено одно из значений «yes», «y», «true» или «1», один и тот же элемент возвращается для каждого вызова модуля на данной странице.
Пример (
){{#invoke:Random|item|egg|beans|sausage|bacon|spam}}
→ egg{{#invoke:Random|item|egg|beans|sausage|bacon|spam|same=yes}}
→ sausage{{#invoke:Random|item|egg|beans|sausage|bacon|spam|same=yes}}
→ sausage
List[править код]
Функция list
возвращает список в случайном порядке.
{{#invoke:Random|list|элемент списка 1|элемент списка 2|элемент списка 3|...|sep=разделитель|limit=сколько элементов отображать|same=yes}}
Именованные параметры
|sep =
или|separator =
— опциональный разделитель списка элементов. Некоторые значения зарезервированы, см. таблицу ниже.|limit =
— максимальное число отображаемых элементов списка. Наименьшее возможное значение — 0, наибольшее — число элементов в списке.- Если параметру
|same =
присвоено одно из значений «yes», «y», «true» или «1», один и тот же список возвращается для каждого вызова модуля на данной странице.
Код | Вывод |
---|---|
dot |
⧼dot-separator⧽ |
pipe
|
| |
comma |
, |
tpt-languages |
⧼tpt-languages-separator⧽ |
space |
пробел |
newline |
символ перевода строки |
любое другое значение | остальные значения используются без изменения |
Передать пробелы в параметр |sep =
невозможно из-за ограничений, накладываемых синтаксисом шаблонов в MediaWiki. Однако их можно обойти, используя мнемоники HTML. Используйте  
для представления обычного пробела и
для представления неразрывного пробела.
Примеры (
){{#invoke:Random|list|egg|beans|sausage|bacon|spam}}
→ beanseggsausagebaconspam{{#invoke:Random|list|egg|beans|sausage|bacon|spam|sep=dot}}
→ beans⧼dot-separator⧽egg⧼dot-separator⧽bacon⧼dot-separator⧽spam⧼dot-separator⧽sausage{{#invoke:Random|list|egg|beans|sausage|bacon|spam|sep=space}}
→ spam egg beans sausage bacon{{#invoke:Random|list|egg|beans|sausage|bacon|spam|sep=; }}
→ sausage; egg; beans; bacon; spam{{#invoke:Random|list|egg|beans|sausage|bacon|spam|sep=foo}}
→ sausagefoobaconfooeggfoospamfoobeans{{#invoke:Random|list|egg|beans|sausage|bacon|spam|limit=3}}
→ eggbaconspam{{#invoke:Random|list|egg|beans|sausage|bacon|spam|same=yes}}
→ beansspambaconeggsausage{{#invoke:Random|list|egg|beans|sausage|bacon|spam|same=yes}}
→ beansspambaconeggsausage
Text list[править код]
Функция text_list
возвращает список в случайном порядке в виде связанного текста. Другими словами, эта функция работает так же, как функция list
, но использует другой разделитель перед последним элементом.
{{#invoke:Random|text_list|элемент списка 1|элемент списка 2|элемент списка 3|...|sep=разделитель|conj=союз|limit=сколько элементов отображать|same=yes}}
Разделитель может быть задан параметрами |sep =
или |separator =
; значение по умолчанию — «, ». Союз может быть задан параметрами |conj =
или |conjunction =
; значение по умолчанию — « и ». В параметры разделителя и союза могут быть переданы те же значения, что и в параметр разделителя в функции list.
Максимальное число отображаемых элементов списка может быть задано параметром |limit =
. Наименьшее возможное значение — 0, наибольшее — число элементов в списке.
Если параметру |same =
присвоено одно из значений «yes», «y», «true» или «1», один и тот же список возвращается для каждого вызова модуля на данной странице.
Примеры (
){{#invoke:Random|text_list|egg|beans|sausage|bacon|spam}}
→ spam, bacon, sausage, beans и egg{{#invoke:Random|text_list|egg|beans|sausage|bacon|spam|sep=; }}
→ egg; beans; bacon; spam и sausage{{#invoke:Random|text_list|egg|beans|sausage|bacon|spam|sep=; |conj= или }}
→ sausage; beans; egg; bacon или spam{{#invoke:Random|text_list|egg|beans|sausage|bacon|spam|limit=3}}
→ egg, spam и beans{{#invoke:Random|text_list|egg|beans|sausage|bacon|spam|same=yes}}
→ beans, spam, bacon, egg и sausage{{#invoke:Random|text_list|egg|beans|sausage|bacon|spam|same=yes}}
→ beans, spam, bacon, egg и sausage
HTML-списки[править код]
Если вы хотите вывести HTML-список в случайном порядке, вы можете выбрать одну из пяти функций: bulleted_list
, unbulleted_list
, horizontal_list
, ordered_list
, и horizontal_ordered_list
. Все эти функции используют Модуль:List.
Название функции | Создаёт | Код примера | Вывод примера ( | )
---|---|---|---|
bulleted_list
|
Маркированный список | {{#invoke:Random|bulleted_list|egg|sausage|spam}}
|
|
unbulleted_list
|
Немаркированный список | {{#invoke:Random|unbulleted_list|egg|sausage|spam}}
|
|
horizontal_list
|
Горизонтальный маркированный список | {{#invoke:Random|horizontal_list|egg|sausage|spam}}
|
|
ordered_list
|
Упорядоченный список (нумерованные и алфавитные списки) | {{#invoke:Random|ordered_list|egg|sausage|spam}}
|
|
horizontal_ordered_list
|
Горизонтальный упорядоченный список | {{#invoke:Random|horizontal_ordered_list|egg|sausage|spam}}
|
|
- Базовое использование
{{#invoke:Random|функция|элемент списка 1|элемент списка 2|элемент списка 3|...|limit=сколько элементов отображать|same=yes}}
- Все параметры
{{#invoke:Random|функция |первый элемент|второй элемент|третий элемент|... |start = начальное число для упорядоченного списка |type = тип маркера для упорядоченного списка |list_style_type = тип маркера для упорядоченного списка (использует CSS) |class = класс |style = стиль |list_style = стиль списка |item_style = стиль всех элементов списка |item_style1 = стиль первого элемента списка |item_style2 = стиль второго элемента списка |... |indent = отступ для горизонтальных списков }}
Максимальное число отображаемых элементов списка может быть задано параметром |limit =
. Наименьшее возможное значение — 0, наибольшее — число элементов в списке.
Если параметру |same =
присвоено одно из значений «yes», «y», «true» или «1», один и тот же список возвращается для каждого вызова модуля на данной странице.
Посетите документацию Модуля:List для получения полной информации по остальным параметрам.
См. также[править код]
- {{Случайное число}}
- {{Случайный элемент}}
- {{Очищать кэш}} — для периодической пересборки страницы
-- This module contains a number of functions that make use of random numbers. local cfg = {} -------------------------------------------------------------------------------------- -- Configuration -------------------------------------------------------------------------------------- -- Set this to true if your wiki has a traffic rate of less than one edit every two minutes or so. -- This will prevent the same "random" number being generated many times in a row until a new edit is made -- to the wiki. This setting is only relevant if the |same= parameter is set. cfg.lowTraffic = false -- If cfg.lowTraffic is set to true, and the |same= parameter is set, this value is used for the refresh rate of the random seed. -- This is the number of seconds until the seed is changed. Getting this right is tricky. If you set it too high, the same number -- will be returned many times in a row. If you set it too low, you may get different random numbers appearing on the same page, -- particularly for pages that take many seconds to process. cfg.seedRefreshRate = 60 -------------------------------------------------------------------------------------- -- End configuration -------------------------------------------------------------------------------------- local p = {} -- For functions available from other Lua modules. local l = {} -- For functions not available from other Lua modules, but that need to be accessed using table keys. local yesno = require('Module:Yesno') local makeList = require('Module:List').makeList -------------------------------------------------------------------------------------- -- Helper functions -------------------------------------------------------------------------------------- local function raiseError(msg) -- This helps to generate a wikitext error. It is the calling function's responsibility as to how to include it in the output. return mw.ustring.format('<b class="error">[[Module:Random]] error: %s.</b>', msg) end -------------------------------------------------------------------------------------- -- random number function -------------------------------------------------------------------------------------- local function getBigRandom(l, u) -- Gets a random integer between l and u, and is not limited to RAND_MAX. local r = 0 local n = 2^math.random(30) -- Any power of 2. local limit = math.ceil(53 / (math.log(n) / math.log(2))) for i = 1, limit do r = r + math.random(0, n - 1) / (n^i) end return math.floor(r * (u - l + 1)) + l end function l.number(args) -- Gets a random number. first = tonumber(args[1]) second = tonumber(args[2]) -- This needs to use if statements as math.random won't accept explicit nil values as arguments. if first then if second then if first > second then -- Second number cannot be less than the first, or it causes an error. first, second = second, first end return getBigRandom(first, second) else return getBigRandom(1, first) end else return math.random() end end -------------------------------------------------------------------------------------- -- Date function -------------------------------------------------------------------------------------- function l.date(args) -- This function gets random dates, and takes timestamps as positional arguments. -- With no arguments specified, it outputs a random date in the current year. -- With two arguments specified, it outputs a random date between the timestamps. -- With one argument specified, the date is a random date between the unix epoch (1 Jan 1970) and the timestamp. -- The output can be formatted using the "format" argument, which works in the same way as the #time parser function. -- The default format is the standard Wikipedia timestamp. local lang = mw.language.getContentLanguage() local function getDate(format, ts) local success, date = pcall(lang.formatDate, lang, format, ts) if success then return date end end local function getUnixTimestamp(ts) local unixts = getDate('U', ts) if unixts then return tonumber(unixts) end end local t1 = args[1] local t2 = args[2] -- Find the start timestamp and the end timestamp. local startTimestamp, endTimestamp if not t1 then -- Find the first and last second in the current year. local currentYear = tonumber(getDate('Y')) local currentYearStartUnix = tonumber(getUnixTimestamp('1 Jan ' .. tostring(currentYear))) local currentYearEndUnix = tonumber(getUnixTimestamp('1 Jan ' .. tostring(currentYear + 1))) - 1 startTimestamp = '@' .. tostring(currentYearStartUnix) -- @ is used to denote Unix timestamps with lang:formatDate. endTimestamp = '@' .. tostring(currentYearEndUnix) elseif t1 and not t2 then startTimestamp = '@0' -- the Unix epoch, 1 January 1970 endTimestamp = t1 elseif t1 and t2 then startTimestamp = t1 endTimestamp = t2 end -- Get Unix timestamps and return errors for bad input (or for bugs in the underlying PHP library, of which there are unfortunately a few) local startTimestampUnix = getUnixTimestamp(startTimestamp) local endTimestampUnix = getUnixTimestamp(endTimestamp) if not startTimestampUnix then return raiseError('"' .. tostring(startTimestamp) .. '" was not recognised as a valid timestamp') elseif not endTimestampUnix then return raiseError('"' .. tostring(endTimestamp) .. '" was not recognised as a valid timestamp') elseif startTimestampUnix > endTimestampUnix then return raiseError('the start date must not be later than the end date (start date: "' .. startTimestamp .. '", end date: "' .. endTimestamp .. '")') end -- Get a random number between the two Unix timestamps and return it using the specified format. local randomTimestamp = getBigRandom(startTimestampUnix, endTimestampUnix) local dateFormat = args.format or 'H:i, d F Y (T)' local result = getDate(dateFormat, '@' .. tostring(randomTimestamp)) if result then return result else return raiseError('"' .. dateFormat .. '" is not a valid date format') end end -------------------------------------------------------------------------------------- -- List functions -------------------------------------------------------------------------------------- local function randomizeArray(t, limit) -- Randomizes an array. It works by iterating through the list backwards, each time swapping the entry -- "i" with a random entry. Courtesy of Xinhuan at http://forums.wowace.com/showthread.php?p=279756 -- If the limit parameter is set, the array is shortened to that many elements after being randomized. -- The lowest possible value is 0, and the highest possible is the length of the array. local len = #t for i = len, 2, -1 do local r = math.random(i) t[i], t[r] = t[r], t[i] end if limit and limit < len then local ret = {} for i, v in ipairs(t) do if i > limit then break end ret[i] = v end return ret else return t end end local function removeBlanks(t) -- Removes blank entries from an array so that it can be used with ipairs. local ret = {} for k, v in pairs(t) do if type(k) == 'number' then table.insert(ret, k) end end table.sort(ret) for i, v in ipairs(ret) do ret[i] = t[v] end return ret end local function makeSeparator(sep) if sep == 'space' then -- Include an easy way to use spaces as separators. return ' ' elseif sep == 'newline' then -- Ditto for newlines return '\n' elseif type(sep) == 'string' then -- If the separator is a recognised MediaWiki separator, use that. Otherwise use the value of sep if it is a string. local mwseparators = {'dot', 'pipe', 'comma', 'tpt-languages'} for _, mwsep in ipairs(mwseparators) do if sep == mwsep then return mw.message.new( sep .. '-separator' ):plain() end end return sep end end local function makeRandomList(args) local list = removeBlanks(args) list = randomizeArray(list, tonumber(args.limit)) return list end function l.item(args) -- Returns a random item from a numbered list. local list = removeBlanks(args) local len = #list if len >= 1 then return list[math.random(len)] end end function l.list(args) -- Randomizes a list and concatenates the result with a separator. local list = makeRandomList(args) local sep = makeSeparator(args.sep or args.separator) return table.concat(list, sep) end function l.text_list(args) -- Randomizes a list and concatenates the result, text-style. Accepts separator and conjunction arguments. local list = makeRandomList(args) local sep = makeSeparator(args.sep or args.separator) local conj = makeSeparator(args.conj or args.conjunction) return mw.text.listToText(list, sep, conj) end function l.array(args) -- Returns a Lua array, randomized. For use from other Lua modules. return randomizeArray(args.t, args.limit) end -------------------------------------------------------------------------------------- -- HTML list function -------------------------------------------------------------------------------------- function l.html_list(args, listType) -- Randomizes a list and turns it into an HTML list. Uses [[Module:List]]. listType = listType or 'bulleted' local listArgs = makeRandomList(args) -- Arguments for [[Module:List]]. for k, v in pairs(args) do if type(k) == 'string' then listArgs[k] = v end end return makeList(listType, listArgs) end -------------------------------------------------------------------------------------- -- The main function. Called from other Lua modules. -------------------------------------------------------------------------------------- function p.main(funcName, args, listType) -- Sets the seed for the random number generator and passes control over to the other functions. local same = yesno(args.same) if not same then -- Generates a different number every time the module is called, even from the same page. -- This is because of the variability of os.clock (the time in seconds that the Lua script has been running for). math.randomseed(mw.site.stats.edits + mw.site.stats.pages + os.time() + math.floor(os.clock() * 1000000000)) else if not cfg.lowTraffic then -- Make the seed as random as possible without using anything time-based. This means that the same random number -- will be generated for the same input from the same page - necessary behaviour for some wikicode templates that -- assume bad pseudo-random-number generation. local stats = mw.site.stats local views = stats.views or 0 -- This is not always available, so we need a backup. local seed = views + stats.pages + stats.articles + stats.files + stats.edits + stats.users + stats.activeUsers + stats.admins -- Make this as random as possible without using os.time() or os.clock() math.randomseed(seed) else -- Make the random seed change every n seconds, where n is set by cfg.seedRefreshRate. -- This is useful for low-traffic wikis where new edits may not happen very often. math.randomseed(math.floor(os.time() / cfg.seedRefreshRate)) end end if type(args) ~= 'table' then error('the second argument to p.main must be a table') end return l[funcName](args, listType) end -------------------------------------------------------------------------------------- -- Process arguments from #invoke -------------------------------------------------------------------------------------- local function makeWrapper(funcName, listType) -- This function provides a wrapper for argument-processing from #invoke. -- listType is only used with p.html_list, and is nil the rest of the time. return function (frame) -- If called via #invoke, use the args passed into the invoking template, or the args passed to #invoke if any exist. -- Otherwise assume args are being passed directly in from the debug console or from another Lua module. local origArgs if frame == mw.getCurrentFrame() then origArgs = frame:getParent().args for k, v in pairs(frame.args) do origArgs = frame.args break end else origArgs = frame end -- Trim whitespace and remove blank arguments. local args = {} for k, v in pairs(origArgs) do if type(v) == 'string' then v = mw.text.trim(v) end if v ~= '' then args[k] = v end end return p.main(funcName, args, listType) end end -- Process arguments for HTML list functions. local htmlListFuncs = { bulleted_list = 'bulleted', unbulleted_list = 'unbulleted', horizontal_list = 'horizontal', ordered_list = 'ordered', horizontal_ordered_list = 'horizontal_ordered' } for funcName, listType in pairs(htmlListFuncs) do p[funcName] = makeWrapper('html_list', listType) end -- Process arguments for other functions. local otherFuncs = {'number', 'date', 'item', 'list', 'text_list'} for _, funcName in ipairs(otherFuncs) do p[funcName] = makeWrapper(funcName) end return p