Перейти к содержанию
Главное меню
Главное меню
переместить в боковую панель
скрыть
Навигация
Заглавная страница
Указатели
Свежие правки
Случайная страница
Справка по MediaWiki
Народные Сказки
Поиск
Найти
Создать учётную запись
Войти
Персональные инструменты
Создать учётную запись
Войти
Страницы для неавторизованных редакторов
узнать больше
Вклад
Обсуждение
Редактирование:
Воскресенье
Статья
Обсуждение
русский
Читать
Править
Править код
История
Инструменты
Инструменты
переместить в боковую панель
скрыть
Действия
Читать
Править
Править код
История
Общие
Ссылки сюда
Связанные правки
Служебные страницы
Сведения о странице
Внимание:
Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы
войдёте
или
создадите учётную запись
, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Анти-спам проверка.
Не
заполняйте это!
{{Заготовка-время}}'''Воскресе́нье''' — [[Сутки|день]] [[неделя|недели]] между [[суббота|субботой]] и [[понедельник]]ом. [[Файл:Victory over the Grave.jpg|thumb|«Воскресение Христово» — центральное событие Евангелия, давшее название дню на русском языке ([[Плокгорст, Бернард|Бернард Плокгорст]])]] == Этимология == [[Файл:Hans Thoma Sonne.jpg|thumb|От Солнца (небесного тела и божества) происходит название воскресенья на части языков мира]] День недели «воскресенье»<ref>{{Cite web |url=http://glossword.info/index.php/term/,6ea3ac6f59585e926e6b6a9a5aa4a459955b71a460a6a9545b575aa5589aa2565958989a61a69f5e6e939fa1b05c5bb1af936fa662a29b5a6f5b576858.xhtml |title=Русский этимологический словарь — Воскресенье|lang=Ru |access-date=2011-09-18 |archive-date=2013-10-04 |archive-url=https://web.archive.org/web/20131004213144/http://glossword.info/index.php/term/,6ea3ac6f59585e926e6b6a9a5aa4a459955b71a460a6a9545b575aa5589aa2565958989a61a69f5e6e939fa1b05c5bb1af936fa662a29b5a6f5b576858.xhtml |deadlink=no }}</ref> назван в честь [[Воскресение Иисуса Христа|воскресения Иисуса Христа на третий день после распятия]]. Слово произошло из [[Старославянский язык|старославянского]] {{Lang-cu2|въскрьсениѥ, въскрѣшениѥ}} и в русский язык пришло через [[Церковнославянский язык|церковнославянский]]{{Sfn|Фасмер|1986|с=357}}. По одной версии, слово вошло в русский язык через христианскую традицию и является калькой греческого «ανάστασης», что буквально переводится как «восстановление» или «восстание»<ref>{{Книга|автор = Григорий Дьяченко|заглавие = Полный церковно-славянский словарь|ответственный = |издание = |место = Москва|издательство = |год = 1899|страницы = |страниц = |isbn = }}</ref><ref>{{Книга|автор = Гильтебрандт П.|заглавие = Справочный и объяснительный словарь к Новому Завету|ссылка = http://enc.biblioclub.ru/Termin/6874497|издание = |место = СПб|издательство = |год = 1882|том = 1|страницы = 380|страниц = |isbn = |archivedate = 2017-09-01|archiveurl = https://web.archive.org/web/20170901210838/http://enc.biblioclub.ru/Termin/6874497}}</ref>. По другой версии, глагол «воскресать»<ref>{{Cite web |url=http://glossword.info/index.php/term/,6ea3ac6f59585e926e6b6a9a5aa4a459955b71a460a6a9545b575aa5589aa2565958989a61a69f5e6e939fa1b05c5aa6b1b1989f5e9aa2715d715ca1a0.xhtml |title=Русский этимологический словарь — Воскресать |access-date=2011-09-18 |archive-date=2013-10-04 |archive-url=https://web.archive.org/web/20131004213821/http://glossword.info/index.php/term/,6ea3ac6f59585e926e6b6a9a5aa4a459955b71a460a6a9545b575aa5589aa2565958989a61a69f5e6e939fa1b05c5aa6b1b1989f5e9aa2715d715ca1a0.xhtml |deadlink=no }}</ref> имеет древние корни и происходит от [[Старославянский язык|старославянского]] [[Язычество славян|языческого]]<ref>''[[Лисовой, Николай Николаевич|Лисовой Н. Н.]]'' [http://www.pravoslavie.by/page/zachem-miru-zatvorniki Зачем миру затворники?] {{Wayback|url=http://www.pravoslavie.by/page/zachem-miru-zatvorniki |date=20131005015123 }} От ''«Они взяли славянский язык со всеми его языческими терминами…».''</ref> «крѣсати» или «воскрешать» (производное от «кресѣ» — оживление, здоровье). Близкородственным является слово «[[кресало]]»<ref>{{Cite web |url=http://glossword.info/index.php/term/,6ea3ac6f59585e926e6b6a9a5aa4a459955b71a460a6a9545b575aa5589aa2565958989a61a69f5e6e939fa1b0615aa6a993529b589aac5353.xhtml |title=Русский этимологический словарь — Кресало |access-date=2011-09-18 |archive-date=2013-10-04 |archive-url=https://web.archive.org/web/20131004234801/http://glossword.info/index.php/term/,6ea3ac6f59585e926e6b6a9a5aa4a459955b71a460a6a9545b575aa5589aa2565958989a61a69f5e6e939fa1b0615aa6a993529b589aac5353.xhtml |deadlink=no }}</ref>: от «кресати», что означает «ударом сотворять огонь»<ref>См.: ''[[Будилович, Антон Семёнович|Будиловичъ А. С.]]'' Первобытные славяне въ ихъ языкѣ, бытѣ и понятіяхъ по даннымъ лексикальнымъ. Изслѣдованія въ области лингвистической палеонтологіи славянъ. Киев, 1878. С. 32.</ref> и {{Lang-lat|creo}} «создаю, творю, вызываю к жизни», {{Lang-lat|cresco}} «расту». Во всех [[славянские языки|славянских языках]], кроме [[русский язык|русского]], воскресенье называется «неделя»<ref name="ИЭССРЯ">{{Книга:ИЭССРЯ|Воскресенье|168|1}}</ref> ({{Lang-cu|недѣ́ля}}<ref>Словарь старославянского языка. — СПб.: Санкт-Петербургский университет, 2006. — Т. 2. — С. 353.</ref>, {{Lang-pl|niedziela}}, {{Lang-uk|неділя}}, {{Lang-be|нядзеля}}, {{Lang-cs|neděle}} {{Nobr|и т. д.}}), то есть день, когда «не делают», не работают<ref name="Фасмер">{{Фасмер|Неделя|том=3|страницы=57}}</ref>. В древнерусском языке воскресенье также называлось «неделя», воскресеньем назывался только первый день [[Пасха|Пасхи]]; с XIII века «воскресенье» начало употребляться в современном значении и вытеснять название «неделя»<ref name="ИЭССРЯ"/><ref name="Фасмер2">{{Фасмер|Воскресенье|том=1|страницы=357}}</ref><ref name="Шапошников">Воскресенье // Этимологический словарь современного русского языка / Сост. А. К. Шапошников: Т. 1. — М.: Флинта, 2010. — С. 144</ref>, однако и до первой половины XVIII века в России фиксировалось старое словоупотребление «неделя»<ref>{{Книга|ссылка=https://viewer.rusneb.ru/ru/000200_000018_RU_NLR_A1_PETRI_555?page=6&rotate=0&theme=white|заглавие=Месяцослов на 1719 год|год=1718|место=СПб|издательство=Санктпитербурхская типография|страницы=6|archivedate=2022-12-15|archiveurl=https://web.archive.org/web/20221215063111/https://viewer.rusneb.ru/ru/000200_000018_RU_NLR_A1_PETRI_555?page=6&rotate=0&theme=white}}</ref>, согласно [[месяцослов]]ам [[Санкт-Петербург]]а за 1733<ref>{{Книга|ссылка=https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_RU_NLR_A1_34938/|заглавие=Календарь или месяцослов историческии. На лето от рождества Христова 1733. Сочиненныи на знатнеишия места Россиискаго государства.|ответственный=Krafft Georg Wolfgang|год=1732|место=СПб|издательство=При Императорскои Акад. наук|страницы=50|archivedate=2023-05-11|archiveurl=https://web.archive.org/web/20230511162128/https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_RU_NLR_A1_34938/}}</ref> и 1734<ref>{{Книга|ссылка=https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_RU_NLR_A1_34939/|заглавие=Календарь или месяцослов на лето от рождества Христова 1734 которое есть простое лето, содержащее 365 днеи, сочиненныи на знатнеишия места Россиискаго государства.|ответственный=Krafft Georg Wolfgang|год=1733|место=СПб|издательство=При Императорской Академии наук|страницы=50|archivedate=2023-05-11|archiveurl=https://web.archive.org/web/20230511162126/https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_RU_NLR_A1_34939/}}</ref> года день «неделя» стал называться «воскресенье» на рубеже этих годов. Старое значение сохранилось в православной церковной терминологии на [[Церковнославянский язык|церковнославянском]], например, в сочетании «[[Антипасха|Фомина неделя]]». Помимо этого, в русском языке XI—XVII веков использовалось слово воскресеник<ref name="Шапошников"/>. В [[романские языки|романских языках]] — «день Господний» ({{Lang-it|Domenica}} от {{Lang-lat|dies Dominicus}}). У многих народов воскресенье было днём, посвящённым Солнцу (богу Солнца). Это было характерно, в частности, для дохристианских верований [[Древний Египет|Египта]]. В [[Древний Рим|Древнем Риме]] название воскресенья — ''dies Solis'' — «день Солнца» было заимствовано от греков и является калькой [[греческий язык|древнегреческого]] ''heméra helíou''<ref name=BARNHART778>Barnhart (1995:778).</ref>. [[латынь|Латинское]] название в свою очередь перешло к [[германцы|германским племенам]]. Английское наименование воскресенья ''Sunday'' возникло до 1250 года из слова ''sunedai'', которое в свою очередь происходит от [[древнеанглийский язык|древнеанглийского]] (до 700 года) ''Sunnandæg'' (буквальное значение «день солнца»). Название родственно другим [[германские языки|германским языкам]], включая [[Древнефризский язык|древнефризское]] ''sunnandei'', [[Древнесаксонский язык|древнесаксонское]] ''sunnundag'', [[Средневековый голландский язык|средневековое голландское]] ''sonnendach'' (на современном [[голландский язык|голландском]] — ''zondag''), [[древневерхненемецкий язык|древневерхненемецкое]] ''sunnun tag'' (на современном [[немецкий язык|немецком]] ''Sonntag''), [[древнеисландский язык|древнеисландское]] ''sunnudagr'' (в современных [[датский язык|датском]] и [[норвежский язык|норвежском]] — ''søndag'', в [[шведский язык|шведском]] — ''söndag''). В [[Q-кельтские и P-кельтские языки|P-кельтском]] [[валлийский язык|валлийском языке]] смысловое значение воскресенья как «день солнца» также заимствовано от римлян и звучит как ''dydd Sul''. В большинстве языков [[Индия|Индии]] воскресенье именуется — ''Равивар'' (от «Рави») или ''Адитьявар'' (от «Адитья») — происходящих от эпитетов солнечного божества [[Сурья|Сурьи]] и одного из [[Адитьи]]. В [[Таиланд]]е название дня также получено от «Адитьяй» — ''Waan Arthit''. == Место воскресенья в календаре == В [[Античность|античном мире]] существовало несколько разных систем нумерации дней недели, среди которых имелась «астрологическая неделя», установление которой приписывалось [[Пифагор]]у, и согласно которой воскресенье являлось днём четвёртым, так как орбита Солнца, светила, связанного с воскресеньем, по мнению [[Пифагорейцы|пифагорейцев]], занимала четвёртое место по удалённости от Земли, в свою очередь считавшейся центром вселенной, по схеме: Сатурн-Юпитер-Марс-Солнце-Венера-Меркурий-Луна<ref>Plin. Sen. Natur. hist. 2. 22; Censorin. De die natali. 13; Dio Cassius. Hist. Rom. 37. 18-19.</ref><ref name="P" />. Иной была нумерация дней в так называемой «планетарной неделе»: там воскресенье было днём вторым. В [[митраизм]]е — религии, имевшей своих последователей в Римской империи, — последним, седьмым днём недели<ref>Orig. Contr. Cels. 6. 22; ср.: Euseb. Praep. Evang. 5. 14</ref>. Древние римляне традиционно использовали [[Римский календарь|восьмидневный недельный цикл]], связанный с рынком, но во времена [[Октавиан Август|Октавиана Августа]] в употребление также вошла семидневная неделя. Эти два цикла применялись параллельно, по меньшей мере ещё в середине IV века, когда жил составитель [[Хронограф 354|Хронографа 354 года]]<ref>{{Cite web |url=http://www.tertullian.org/fathers/chronography_of_354_06_calendar.htm |title=The Chronography of 354, Part 6: The calendar of Philocalus |access-date=2011-09-17 |archive-date=2018-12-29 |archive-url=https://web.archive.org/web/20181229002520/http://www.tertullian.org/fathers/chronography_of_354_06_calendar.htm |deadlink=no }}</ref><ref> {{Книга |заглавие=The Seven Day Circle: The History and Meaning of the Week |ссылка=https://archive.org/details/sevendaycirclehi0000zeru/page/n60 |издательство=[[University of Chicago Press]] |год=1989 |страницы=45 |isbn=0226981657, 9780226981659 |язык=en |автор=Zerubavel, Eviatar }}</ref>. Воскресенье считалось священным днём в [[Митра (божество)|митраизме]]<ref>[http://www.newadvent.org/cathen/10402a.htm «Mithraism» in the Catholic Encyclopedia] {{Wayback|url=http://www.newadvent.org/cathen/10402a.htm |date=20211122151026 }}{{Ref-en}}</ref>. Согласно иудейскому и христианскому календарю, основанному на [[Библия|Библии]], воскресенье считается первым днём недели, следующим за «днём седьмым», субботой ({{Библия|Исх|20:10}}). В [[Римская империя|Римской империи]] первый христианский император Константин в [[321]] г. назначил воскресенье первым днём недели и днём отдыха и поклонения. В результате во многих языках отражён статус воскресенья как «дня первого». В [[греческий язык|греческом]] названия дней понедельника, вторника, среды, и четверга — Δευτέρα, Τρίτη, Τετάρτη и Πέμπτη соответственно и означают «второй», «третий», «четвёртый» и «пятый». Это предполагает, что день воскресный когда-то считался как Πρώτη, то есть «начало». Современное греческое название воскресенья — Κυριακή (Кирьяки), означает «День Господень», от слова Κύριος (Кириос) — «Господь». Сходно именуются дни недели во [[вьетнамский язык|вьетнамском языке]]: «thứ Hai» (понедельник — «второй день»), «thứ Ba» (третий день), «thứ Tư» (четвёртый день), «thứ Năm» (пятый день), «thứ Sáu» (шестой день), «thứ Bảy» (седьмой день). Воскресенье называют «Chủ Nhật», что является искажённой формой «Chúa Nhật» и означает «День Бога». В устной традиции на юге [[Вьетнам]]а и в церкви используется старая, первоначальная форма слова. Та же схема для обозначения дней недели применяется в [[португальский язык|португальском]] (взятом из церковной латыни). Понедельник — «segunda-feira», что означает «второй день» (и т. д.), воскресенье («domingo») — «День Господень» — отсчитывается в данной цепочке как первый день. В [[мальтийский язык|мальтийском]] воскресенье называют «Il-Ħadd» (от «wieħed»), что означает «один». Понедельник — «It-Tnejn» — «два», вторник — «It-Tlieta» (три), среда — «L-Erbgħa» (четыре), четверг — «Il-Ħamis» (пять). На [[армянский язык|армянском]] понедельник (Erkushabti) буквально означает «второй день», вторник (Erekshabti) — «третий день», среда (Chorekshabti) — «четвёртый день», четверг (Hingshabti) — «пятый день», аналогично с [[Таджикский язык|таджикского]] языка слово ''якшанбе'' буквально переводится как «один (день) от субботы». В наше время в странах Европы воскресенье считается последним днём недели. Согласно международному стандарту [[ISO 8601]], первым днём недели является понедельник, а воскресенье — последним. Первым днём недели оно официально продолжает оставаться в [[США]], [[Израиль|Израиле]], [[Канада|Канаде]], некоторых африканских странах. В [[СССР]] с 27 июня 1940 года воскресенье считалось последним днём недели<ref name=":0" />. В ряде европейских языков (в славянских, немецком, финском, исландском) название дня недели [[среда]] переводится как «середина недели», что может указывать на то, что изначально среда была 4-м днём недели, а не 3-м, как в настоящее время в европейских странах. В [[программирование|программировании]] воскресенье, в соответствии со стандартом ISO 8601, чаще всего имеет седьмой порядковый номер дня недели, однако есть исключения: например, в языке формул [[Microsoft Excel]] воскресенье по умолчанию имеет первый порядковый номер. По [[григорианский календарь|григорианскому календарю]] первый год столетия не начинается с воскресенья вплоть до 5000 года<ref>{{Cite web |url=http://ptil2006.narod.ru/time/answer_time_14.html |title=Загадки про время |access-date=2009-09-10 |archive-date=2010-10-16 |archive-url=https://web.archive.org/web/20101016082015/http://ptil2006.narod.ru/time/answer_time_14.html |deadlink=no }}</ref>. По [[еврейский календарь|еврейскому календарю]] год вообще не может начинаться с воскресенья. Если месяц начинается с воскресенья, то тринадцатое число в нём приходится на пятницу. В странах Азии воскресенье обозначается днём Солнца: в Китае (星期日), Японии (日曜日), Корее (일요일/日曜日). В данных странах дням недели некогда были даны названия планет из-за астрономического цикла смены планет, воскресенью соответствует Солнце. В Китае другим названием для воскресенья служит «день богослужения» (礼拜天/禮拜天 или 礼拜日/禮拜日). == История воскресной традиции в христианстве == [[Файл:Воскресный день.jpg|thumb|''[[Рябушкин, Андрей Петрович|А. П. Рябушкин]]''. Воскресный день. 1889. Холст, масло. 38,8 × 60,7 см. [[Новгородский музей-заповедник]], [[Великий Новгород]], [[Новгородская область]].]] Согласно [[Евангелие|Евангелию]], в первый (или в восьмой) день недели произошли важнейшие события в священной истории: # Торжественный [[Вход Господень в Иерусалим]], # [[Воскресение Христово]] ([[Пасха]]), # [[День Святой Троицы|Схождение Святого Духа на Апостолов]] — [[День рождения]] [[Христианская церковь|Христианской Церкви]]. Поэтому уже [[Раннее христианство|первые христиане]] свой праздничный день перенесли с [[Ветхий Завет|ветхозаветной]] субботы на первый (восьмой) день, который стали называть «''Воскресе́нье''», или «''День Госпо́день''». В этот день [[Христианин|христиане]] стали регулярно собираться для совместного [[Евхаристия|благодарения Бога]] и [[Литургия|преломления хлеба]]. Воскресенье считалось не заменой субботы, а «''Днём Восьмым''» — новым праздником, стоящим вне времени, точкой отсчёта обновлённой вечной жизни во Христе. Повседневный труд в этой интерпретации отменялся в воскресенье не для покоя, а для участия в [[Богослужение|богослужении]], [[Благотворительность|помощи]] [[Милосердие (христианство)|ближним]] и [[Аскетика|подвигов благочестия]]. [[Апостол Павел]] советует христианам после общей молитвы и трапезы в «первый день» недели ({{Библия|1Кор|16:2}}), собирать пожертвования на общинные нужды. «Восьмым днём» воскресенье называется уже в «[[Послание Варнавы|Послании Варнавы]]» (15:8-9), датируемым около 130—135 года<ref name="P" />. Во [[II век]]е «κυριακὴ ἡμέρα» («''день Господень''») является обычным наименованием воскресенья<ref>Ign. Ep. ad. Magn. 9. 1; [[Acta Petri]] ([[Actus Vercellenses]]) 29-30 и др.</ref>. 7 марта 321 года [[Константин I Великий|Константин I]], первый христианский император Рима, издал [[декрет]] о признании в Римской империи воскресенья днём отдыха, правда земледельцы по необходимости могли в этот день работать в поле и винограднике. В [[337 год]]у принят закон об обязательном участии солдат-христиан в воскресной литургии<ref>[[Euseb.]] Vita Const. 4. 19.</ref>. [[Эдикт]] 386 года запретил в воскресенье судопроизводство и торговлю. Церковные авторы IV—V вв. объясняли воскресный отдых святостью дня<ref name="P">{{Cite web |url=http://www.pravenc.ru/text/155336.html |title=Православная Онлайн Энциклопедия, «Воскресенье» |access-date=2011-09-17 |archive-date=2011-08-14 |archive-url=https://web.archive.org/web/20110814231411/http://www.pravenc.ru/text/155336.html |deadlink=no }}</ref><ref>Euseb. In Ps. 91; Const. Ap. VIII. 33; [[Ioan. Chrysost.]] De bapt. Christ. 1; In Gen. 10. 7</ref>, 31-е правило III Орлеанского Собора (538) и 1-е правило [[Маконский собор (585)|II Маконского Собора (585)]] также подтвердило святость воскресного дня. Эти решения легли в основание официальной позиции [[Католическая церковь|Римско-католической церкви]], так что в католических [[катехизис]]ах 4-я заповедь [[Десять заповедей|Декалога]] обыкновенно передаётся с заменой слова «суббота» на «воскресенье»<ref name="P" />. [[Лев III Исавр]] (717—749 гг.) также стремился перенести на христианское воскресенье весь ригоризм еврейской субботы<ref name="VO">{{ВТ-ЭСБЕ|Воскресный отдых}}</ref>. В [[Православие|православной церкви]] суббота отчасти сохранила статус особого дня в богослужении, но субботний покой не соблюдается. Воскресенье считается днём радости, и поэтому церковные каноны запрещают в этот день строгий пост, глубокий траур<ref>[[Tertull.]] De corona. 3; Didasc. Apost. 21; Const. Ap. 5. 20. 19; Ап. 64; Гангр. 18; Трул. 55</ref> и молитву на коленях<ref>Петр Ал. 15; I Всел. 20; [[Вас. Вел.]] 91; [[Basil Magn.]] De Spirit. Sanct. 27; Трул. 90</ref>. Вопрос о недопустимости совершения по воскресеньям заупокойных (субботних) служб явился одной из главных причин для появления в XVIII веке на [[Афон]]е движения [[Колливады|колливадов]]<ref name="P" />. == Религиозное соблюдение == [[Файл:Prayers in Congo.jpg|thumb|Воскресная христианская молитва ([[Демократическая Республика Конго|Конго]])]] В христианских странах воскресный день считается праздником — днём, когда верующие посещают церковь. Во многих христианских конфессиях в этот день христианам нельзя работать или же работа считается нежелательной. Это обосновывается четвёртой [[заповедь]]ю, данной Богом [[Моисей|Моисею]] в числе других [[Десять заповедей|Десяти заповедей]]: {{Цитата|шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил ({{Библия|Исх|20:9|-11}})}} [[Католическая церковь|Римско-католическая церковь]] вкладывает так мало в различие между «шаббатом» (субботой) и Божьим днём (воскресеньем), что многие католики (по крайней мере в разговорной речи) следуют протестантской практике называть воскресенье «шаббатом». Согласно концепции [[Католическая церковь|Католической церкви]], воскресенье для христиан полностью заменило иудейскую субботу в качестве «Дня Господня»<ref>[http://www.vatican.va/archive/compendium_ccc/documents/archive_compendium-ccc_ru.pdf Катехизис Католической Церкви: Компендиум. М.: Духовная библиотека, 2007. § 452] {{Wayback|url=http://www.vatican.va/archive/compendium_ccc/documents/archive_compendium-ccc_ru.pdf |date=20150215052819 }}, [http://krotov.info/acts/20/2vatican/2168.html Катехизис Католической Церкви. Изд. 4-е. М.: Культурный центр Духовная библиотека, 2001. п. 2175.] {{Wayback|url=http://krotov.info/acts/20/2vatican/2168.html |date=20170202000517 }}</ref><ref>[http://www.cathcorn.org/foof/8.html James Gibbons. The Faith of Our Fathers] {{Wayback|url=http://www.cathcorn.org/foof/8.html |date=20060829064557 }}{{Ref-en}}</ref>. Данная концепция основана на авторитете Церкви, о чём говорит, например, [[Фома Аквинский]]: «В новом законе соблюдение дня Господня заняло место соблюдения субботы не по заповеди, но по церковному установлению и принятому у христиан обычаю»<ref>[http://www.catholicprimer.org/summa/SS/SS122.html#SSQ122A4THEP1 Aquinas Thomas. Summa Theologicae. New York, 1947, II, 0, 122 Art. 4. P.1702.] {{Wayback|url=http://www.catholicprimer.org/summa/SS/SS122.html#SSQ122A4THEP1 |date=20120826135533 }}{{Ref-en}}</ref>. В некоторых консервативных [[христианство|христианских]] семьях стран Запада в воскресенье считается [[грех]]ом работать самому или делать что-либо, требующее чьей-то иной работы (например, покупать товары). Исключение составляет только деятельность служб, обеспечивающих поддержание постоянной жизнедеятельности — жилищно-коммунальных служб, больниц. Христианский взгляд на воскресный отдых закрепился в слове для обозначения воскресенья в [[Чешский язык|чешском]], [[польский язык|польском]], [[словенский язык|словенском]], [[хорватский язык|хорватском]], [[сербский язык|сербском]], [[украинский язык|украинском]] и [[Белорусский язык|белорусском]] («neděle», «niedziela», «nedelja», «недеља», «неділя» и «нядзеля» соответственно — все означают день покоя, «ничегонеделанья»). === Воскресное православное богослужение === Согласно христианской традиции, берущей начало в особенностях еврейского календаря, «воскресный день» начинается с вечера субботы<ref>[https://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_Bogosluzhenie/oktoih/2_1 Октоих. Глас 1. Суббота. В суббо́ту ве́чера, на ма́лей вече́рни] {{Wayback|url=https://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_Bogosluzhenie/oktoih/2_1 |date=20210611040538 }} Азбука веры</ref> и через сутки оканчивается с закатом солнца в воскресенье вечером<ref>Ioan. Cassian. De inst. coenob. 2. 18; Трул. 90</ref>. [[Православное богослужение]] «''недели''» (воскресного дня) всегда имеет [[Всенощное бдение]], на котором может не быть [[Паремия (литургика)|паремий]] и [[Величание|величания]] неподвижному празднику, но, обычно возглашается великий [[прокимен]] «''Госпо́дь воцари́ся, в ле́поту облече́ся.''» ({{Библия|Пс|92}}) с тремя стихами, поётся [[стихира]] [[Престольный праздник|храма]] на [[Лития|литии]], а также: «''[[Богородице Дево]] радуйся…''» (трижды), [[Тропарь|тропари]] по [[Псалом 118|непорочных]], [[ипакои]] и антифоны [[Глас (музыка)|гласа]], воскресный прокимен с Евангелием, «''[[Воскресение Христово видевше]]…''», воскресный и крестовоскресный [[Канон (песнопение)|каноны]], «''Свят Госпо́дь Бог наш.''», евангельский [[ексапостиларий]] с утренней [[Стихира|стихирой]]. Воскресные песнопения, начиная с первого гласа, появляются на Пасхальных богослужениях в [[Триодь|Триоди]], но полностью все они собраны в [[Октоих]]е. Почти в любое воскресение могут использоваться богослужебные тексты и неподвижных праздников, содержащиеся в [[Минея|Минее]]. === Особые воскресные дни пасхального цикла === * [[Неделя о мытаре и фарисее]]; * [[Неделя о блудном сыне]]; * [[Неделя о Страшном суде]]; * [[Прощёное воскресенье]]; * Неделя 1-я [[Великий пост|Великого поста]]: [[Торжество православия]]. Переходящее празднование [[Кипрская Стромынская икона Божией Матери|Кипрской иконы]] Божией Матери, в с. [[Стромынь]] Московской области; * Неделя 2-я Великого поста: Память [[Григорий Палама|Григория Паламы]]. [[Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских]]; * [[Неделя крестопоклонная]]; * Неделя [[Иоанн Лествичник|Иоанна Лествичника]]; * Неделя [[Мария Египетская|Марии Египетской]]; * [[Вход Господень в Иерусалим]]; * [[Пасха]]; * [[Антипасха]]; * Неделя 3-я по Пасхе ([[Жёны-мироносицы|Жен мироносиц]]). Благоверной [[Тамара (царица Грузии)|Тамары, царицы Грузинской]] (1209—1213); * [[Неделя о расслабленном]] — 4-я по Пасхе: Праведной [[s:БЭАН/Тавифа|Тавифы Иоппийской]] (I век), а также перенесение мощей мученика [[Авраамий Болгарский|Авраамия Болгарского]] (1230); * Неделя [[Фотина Самарянка|о самаряны́не]]; * [[Неделя о слепом]]; * Неделя 7-я по Пасхе: [[Первый Никейский собор|Память святых отцов Первого Вселенского собора]], а также Челнской и [[Псково-Печерская икона «Умиление»|Псково-Печерской («Умиление»)]] икон Божией Матери; * [[День Святой Троицы]] ([[Пятидесятница]]); * [[Собор всех святых|Неделя Всех святых]]. Икон Божией Матери «[[Умягчение злых сердец]]» и «[[Нерушимая Стена]]»; * Неделя 2-я по Пятидесятнице: [[Собор всех святых, в земле Русской просиявших]], а также Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших; * Неделя 3-я по Пятидесятнице: [[Собор Новгородских святых]], Собор Белорусских святых, [[Собор Псковских святых]], Собор Санкт-Петербургских святых, Вологодских преподобных; * Неделя 4-я по Пятидесятнице: [[Собор преподобных отцов Псково-Печерских]], Собор Ивановских святых. === Календарные воскресные праздники === * Неделя перед [[Воздвижение Креста Господня|Воздвижением]]; * Неделя по Воздвижении; * [[Второй Никейский собор|Память святых отцов седьмого Вселенского собора]] {{СС|24|октября||11}} — если воскресный день, или в ближайшее воскресенье<ref>{{Cite web |url=http://www.dorogadomoj.com/g4ihc104.html |title=4 — ЕРЕСИ, РАСКОЛЫ И СОБОРЫ |access-date=2021-06-11 |archive-date=2021-06-11 |archive-url=https://web.archive.org/web/20210611094227/http://www.dorogadomoj.com/g4ihc104.html |deadlink=no }}</ref>; * [[Праотцы|Неделя святых праотец]]; * [[Три отрока в пещи огненной|Неделя святых отец]]; * [[Богоотцы|Неделя святых богоотец]]; * Неделя перед [[Богоявление]]м; * Неделя по Просвещении; * [[Собор святых новомучеников и исповедников Церкви Русской]] {{СС|7|февраля||25|января}} — если воскресный день, или ближайший воскресный день к этой дате<ref>«…Архиерейский Собор 2013 года определил установить празднование Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской: 25 января (по старому стилю), в случае совпадения этого числа с воскресным днем; в предшествующий этой дате воскресный день, если 25 января (по старому стилю) приходится на дни от понедельника до среды; в последующий этой дате воскресный день, если 25 января (по старому стилю) приходится на дни от четверга до субботы». '''''Источник''''': [http://mospat.ru/calendar/2014/02/09 Воскресенье, 27 января (ст.ст.) 9 февраля 2014 (нов. ст.)] {{Wayback|url=http://mospat.ru/calendar/2014/02/09 |date=20141217084208 }} // Официальный православный церковный календарь. Русская Православная Церковь.</ref>; * Собор святых [[Пермская митрополия|Пермской митрополии]]. Первое воскресенье после {{СС|11|февраля||29|января}} — дня памяти Пермских [[Святитель|святителей]] [[Герасим (епископ Пермский)|Герасима]], [[Питирим (епископ Пермский)|Питирима]] и [[Иона (епископ Пермский)|Ионы]]<ref>{{Cite web |url=https://azbyka.ru/days/sv-sobor-svjatyh-permskoj-mitropolii |title=Собор святых Пермской митрополии |access-date=2021-06-11 |archive-date=2017-02-05 |archive-url=https://web.archive.org/web/20170205181742/https://azbyka.ru/days/sv-sobor-svjatyh-permskoj-mitropolii |deadlink=no }}</ref>; * Собор мучеников Холмских и Подляшских. {{СС|1|июня||19|мая}} — если воскресный день, или 1-е воскресенье после этой даты; * [[Богородице-Казанский монастырь (Коробейниково)|Коробейниковской-Казанской иконы Божией Матери]]. 1-е воскресенье после {{СС|1|июля||18|июня}}; * Преподобномучеников Неофита, Ионы, Неофита, Ионы и Парфения Липсийских. Переходящее празднование в воскресенье после {{СС|10|июля||27|июня}}<ref name="azb">[http://azbyka.ru/days/2015-07-12 Старый стиль, 29 июня, Новый стиль 12 июля, воскресенье] {{Wayback|url=http://azbyka.ru/days/2015-07-12 |date=20160306031334 }} // Православный церковный календарь</ref><ref name="prav_mir">[http://calendar.pravmir.ru/2015/7/12 12 июля 2015 года] {{Wayback|url=http://calendar.pravmir.ru/2015/7/12 |date=20170906000638 }} // [[Православие и мир]], православный календарь, 2015 г.</ref>; * 1-е воскресенье после {{СС|12|июля||29|июня}}: [[Арсений (епископ Тверской)|Святителя Арсения]], епископа Тверского, [[собор Тверских святых]], а также преподобных Тихона, Василия и Никона Соколовских (XVI век); * [[Память святых отцов шести Вселенских соборов]] — ближайшее воскресение к {{СС|29|июля||16|июля}}; * [[Собор Смоленских святых]] — в воскресенье перед {{СС|10|августа||28|июля}}<ref>[http://azbyka.ru/days/2017-08-06 Старый стиль, 24 июля, Новый стиль 6 августа, воскресенье] {{Wayback|url=http://azbyka.ru/days/2017-08-06 |date=20170805020936 }} // Православный церковный календарь</ref>. == Становление воскресного трудового законодательства == [[Файл:Söndagsafton i en dalastuga av Amalia Lindegren 1860.jpg|thumb|Воскресный вечер в сельском доме ([[Линдегрен, Амалия|Амалия Линдегрен]]), [[Швеция]], 1860 г.]] [[Древний Вавилон|Вавилоняне]], по-видимому, первыми официально ввели семидневную неделю с одним днём покоя, который население должно было посвящать исполнению своих религиозных обязанностей и физическому покою. В [[Иудаизм|Моисеевом законодательстве]] приводятся точные постановления о дне субботнего покоя. Сохранив деление недели на 7 дней, ортодоксальное христианство перенесло день покоя с субботы на воскресенье<ref name="VO" />. В [[Средние века]] в Европе и на Руси повод к нарушению воскресного отдыха дают повсеместно устанавливающиеся [[Крепостное право|крепостнические отношения]]. Как европейские, так и российское законодательство, наряду с развитием этих отношений, начинают поневоле обращать внимание на вопрос о дне отдыха. Запрещение пользоваться трудом крепостных по воскресеньям встречается в России уже в XVII веке. В [[1699 год]]у князь Оболенский был посажен в тюрьму за принуждение своих крестьян работать по воскресеньям<ref>П. С. З., № 453</ref>. Запрещение работать на казённых и частных фабриках находим и в адмиралтейств-регламенте ([[1722 год]]). {{сс3|21.9.1741}} года в регламенте, относящемся к суконным фабрикам, постановлено, что работы должны оканчиваться в субботу в 12 часов дня и совсем прекращаться по воскресеньям. В [[1744 год]]у мануфактур-контора, по жалобе рабочих писчебумажных фабрик, постановила, что по праздникам вообще и в субботу за три часа до вечера работа должна прекращаться, за исключением тех случаев, если [[бумага]] изготовляется для присутственных мест или для выделки [[Ассигнация|ассигнаций]]. Запрещение употреблять крепостных на работы по воскресеньям было подтверждено [[Павел I|Павлом I]] и его преемниками. В [[1818 год]]у дошло до сведения государя, что многие помещики употребляют своих крестьян на работу по воскресным дням. По этому поводу состоялось распоряжение, которым предписывалось, чтобы духовные лица доносили о подобных злоупотреблениях министру внутренних дел, который доводил о том до сведения комитета министров<ref>П. С. З., № 27240</ref>. Скоро, впрочем, с духовенства была снята эта обязанность, а надзор за соблюдением запрещения поручен губернскому начальству<ref>П. С. З., № 27549</ref>. В томе IX Свода Законов издания 1857 года это запрещение составляло статью 1046<ref name="VO" />. Нечто аналогичное было и на Западе. Интересы городских рабочих охранялись в этом отношении средневековым [[цех]]овым устройством. Но, начиная с конца XVIII века, когда все больше и больше распространяется теория полного невмешательства государственной власти в отношения между работодателями и рабочими, рабочие приобрели личную независимость и попали в кабалу экономическую, что выразилось необыкновенным обременением их работой не только в непраздничные дни, но и по воскресеньям. Употребление рабочих сил зачастую стало совершаться в прямой ущерб физической и умственной силе, нравственности и семейному союзу. Законодательство снова вступилось за рабочих, и одной из задач его являлось стремление обеспечить рабочим воскресный отдых. Противники ограничения так называемой свободы труда пытались утверждать, что прекращение промышленной работы по воскресеньям должно уменьшить народное богатство. Этот аргумент был признан совершенно неосновательным, так как, во-первых, цель производительной деятельности не есть накопление богатства, а общее благосостояние населения, подрываемое воскресным трудом; во-вторых, вполне доказано, что с установлением отдыха возрастают энергия, внимание и интерес к труду. Ещё [[Маколей, Томас Бабингтон|Маколей]] сделал следующее замечание о воскресном отдыхе: «Этот день не потерян для народа. Когда все промышленные занятия оставлены, когда плуг лежит в своей борозде, когда дым не клубится над фабричными трубами, в это время совершается важнейшая из операций в деятельности, направленной на производство богатства: чинится машина из машин, та машина, без которой ничтожны все изобретения Ватта и Аркрайта — человек». Целый ряд обществ в Западной Европе и в Америке, возник специально для того, чтобы отстоять рабочим классам воскресный отдых. Одно из таких обществ образовалось в [[1861 год]]у в [[Женева|Женеве]] и имело свои отделения во многих государствах Европы и Америки. 22 и 23 декабря [[1886 год]]а депутаты от различных стран съехались в [[Брюссель]] и обсуждали вопрос с трёх точек зрения: с общей, церковной и промышленно-технической. Конференция пришла к выводу, что следует признать важное значение воскресного отдыха с социальной, санитарной и нравственно-религиозной точки зрения, как для отдельных лиц, так и для целого государства. Докладчик Серезоль из Веве доказывал, что воскресный отдых есть не только физическая и нравственная необходимость, но и право каждого. Конференция высказалась в том смысле, что воскресный день наиболее удобен как день для отдыха, и для рабочих, и для предпринимателей, и что в большинстве отраслей промышленности установление дня покоя вполне возможно; когда нет возможности устроить день отдыха в воскресенье, для этого нужно избрать другой день недели; необходимо также установить, чтобы расчёты с рабочими отнюдь не происходили в субботу и воскресенье. Относительно почтово-телеграфной службы были высказаны следующие пожелания: * ограничить в воскресенье одним разом или двумя в день выемку и разборку писем и уменьшить продолжительность службы почтальонов; * прекратить всякие выдачи, за исключением уплаты почтовых ассигновок и выдачи постпакетов; * ограничить в небольших городах телеграфную службу несколькими часами в день; * установить, что каждый почтово-телеграфный служащий, кто бы он ни был — чиновник или простой рабочий, имеет право в течение месяца на отдых в течение 2-х полных воскресений и 2-х полных других дней в непраздничное время<ref name="VO" />. Относительно железнодорожного движения пожелания сводились к следующему: * по воскресеньям прекращаются работы во всех мастерских и по всем новым сооружениям, кроме не терпящих отлагательства; * приём и выдача грузов, а также службы товарной тяги должны быть доведены до минимума; * число служащих должно быть доведено до такого размера, чтобы появилась возможность давать воскресный отпуск по очереди<ref name="VO" />. [[Файл:Deiters Sonntagsspaziergang.jpg|thumb|Воскресная прогулка ([[Дейтерс, Генрих|Генрих Дейтерс]], 1840—1916), [[Германия]]]] Вопрос о воскресном отдыхе к концу XIX века настолько назрел, что берлинская рабочая международная конференция [[1890 год]]а выбрала для обсуждения этого предмета особую комиссию, которая состояла из представителей [[Германия|Германии]], [[Австрия|Австрии]], [[Венгрия|Венгрии]], [[Бельгия|Бельгии]], [[Дания|Дании]], [[Франция|Франции]], [[Великобритания|Великобритании]], [[Италия|Италии]], [[Люксембург]]а, [[Нидерланды|Нидерландов]], [[Португалия|Португалии]], [[Швейцария|Швейцарии]] и [[Швеция|Швеции]]. Доклад комиссии рассматривался в пяти заседаниях, под председательством архиепископа доктора Коппа. Комиссия пришла к следующим результатам: # Желательно, чтобы за необходимыми исключениями и отсрочками в каждой стране один день отдыха в неделю предоставлялся как лицам покровительствуемого возраста, так и всем взрослым рабочим, занятым в промышленной деятельности, и чтобы таким днём было воскресенье. # Исключения могут быть допущены для тех промыслов, которые или по техническим причинам требуют непрерывности в производстве, или же доставляют предметы необходимости, производство которых должно совершаться ежедневно, а также по отношению к тем промыслам, которые по самой своей природе могут совершаться только в определённое время года или зависят от неправильного действия сил природы. Желательно во всяком случае, чтобы рабочий, занятый в одном из этих промыслов, имел одно свободное воскресенье из двух. # Желательно, чтобы для решения вопроса с однообразной точки зрения законоположения эти были установлены путём соглашения правительств<ref name="VO" />. С наибольшей строгостью соблюдался воскресный день в викторианской Англии, где в воскресные дни нельзя было ни отправить письма, ни получить его и где приезжий в конце XIX века рисковал остаться голодным, потому что, кроме кабаков, все рестораны и съестные лавки были закрыты. В Англии воскресный труд был совершенно воспрещён, за исключением случаев благотворения и не терпящих отлагательства. В основании всего фабричного законодательства лежит фабричный акт 1878 года, который несколько расширял понятие воскресного отдыха, распространяя его на некоторую часть субботнего дня. По отношению к подросткам и женщинам период занятий по субботам на фабриках, обрабатывающих волокнистые вещества, не должен был продолжаться долее 1,5 часов дня. Время работы детей по субботам на тех же фабриках должно быть то же, как и для подростков; но ребёнок не мог быть употребляем на работы две субботы подряд и вообще в субботу той недели, когда он в какой-либо другой день был занят более пяти с половиной часов. Период занятий на фабриках, обрабатывающих не волокнистые вещества, был несколько больше: он оканчивается обыкновенно в четыре часа дня. Дети по субботам не должны быть заняты работой раньше первого часа пополудни, если в какой-нибудь другой день недели они были заняты раньше этого часа или позже первого часа, если в другой день той же недели они были заняты после этого часа. Чтобы занятие какой-либо работой по воскресеньям детей, подростков и женщин, принадлежащих к иудейскому вероисповеданию, не влекло за собой никакого штрафа, требовалось: * чтобы владелец фабрики или мастерской сам принадлежал к иудейскому вероисповеданию; * чтобы фабрика или мастерская была заперта в субботу и не была открываема для торговых сделок в воскресенье; * чтобы владелец не пользовался исключением, дающим право занимать подростков и женщин по субботам вечером или в добавочный час в какой-нибудь иной день недели<ref name="VO" />. Русское законодательство в XIX веке не содержало в себе общего воспрещения воскресной работы, а потому в особенности на фабриках, в горном, рудокопном и торговом деле воскресная работа не была редкостью. Имелись, впрочем, некоторые разрозненные постановления по этому поводу в разных отделах российского Свода Законов. Так, Городское положение (статья 2050 тома II, часть I, издание [[1887 год]]а) давало думам право издавать обязательные постановления о времени открытия и закрытия торговых и промышленных заведений в воскресные и праздничные дни. В «Уставе о промышленности» имелись постановления о работе ремесленников и малолетних рабочих; статья 152 «Ремесленного устава» гласила: ''«ремесленных дней в неделе шесть; в день же воскресный и дни двунадесятых праздников ремесленники не должны работать без необходимой нужды»''. Мастерам-евреям дозволялось работать и в эти дни, но с тем условием, чтобы отнюдь не употребляли для этого подмастерьев и учеников из христиан. Мастера же из христиан не должны принуждать к работам подмастерьев и учеников из евреев в те дни, когда последним, по их закону, работать не дозволяется, но они, вместо того, могли употреблять евреев в работы по христианским праздникам и воскресеньям. На основании того же Устава евреи-мастера, получившие от ремесленной управы разрешение держать малолетних учеников из христиан, должны были отправлять этих учеников по воскресеньям в церковь: наблюдение за этим возлагалось на особенную обязанность ремесленных голов (статья 112). Все эти постановления, однако, почти не исполнялись на практике. В 1882 году в [[Черта оседлости|губерниях постоянной оседлости евреев]], им было воспрещено производить торговлю в воскресные дни и [[двунадесятые праздники]]. Законом {{сс3|1.6.1882}} года работа по воскресным и высокоторжественным дням для малолетних до 15 лет воспрещалась; тем же законом учреждалась фабричная инспекция, долженствующая наблюдать за выполнением законов о работах на фабриках. По закону {{сс3|24.2.1890}} года абсолютное воспрещение получило условный характер. Главному фабричному инспектору предоставлялось разрешать, по представлениям местных чинов фабричной инспекции, работу малолетних, в возрасте от 12 и до 15 лет, в те воскресные и «высокоторжественные» дни, в которые на фабрике, заводе или мануфактуре производятся работы взрослыми рабочими. Тот же закон 1890 года временно, на три года, распространял правила о работе и обучении малолетних (а следовательно, и воскресной работе) также на те ремесленные заведения, к которым применение их будет признано полезным. Нарушители закона подлежали аресту не свыше месяца или денежному взысканию не свыше ста рублей. Положение о найме на сельские работы {{сс3|11.6.1886}} года не предусматривало вопроса о воскресном труде<ref name="VO" />. Официально воскресенье объявили нерабочим днем в Российской империи лишь 14 июля 1897 года, когда император [[Николай II]] указом запретил работать фабрикам и другим предприятиям по воскресеньям и в праздничные дни из православного календаря. При этом работодатели могли договориться с рабочими, чтобы они вышли работать в воскресенье, а взамен отдыхали в другой день<ref>{{Cite web |url=https://www.pnp.ru/social/kogda-voskresene-stalo-vykhodnym-dnyom.html |title=Когда воскресенье стало выходным днём |access-date=2023-07-14 |archive-date=2023-07-14 |archive-url=https://web.archive.org/web/20230714121631/https://www.pnp.ru/social/kogda-voskresene-stalo-vykhodnym-dnyom.html |deadlink=no }}</ref><ref>{{Cite web |url=https://rounb.ru/news/kak-voskresene-stalo-vyhodnym-dnem0703 |title=Как воскресенье стало выходным днем |access-date=2023-07-14 |archive-date=2023-07-14 |archive-url=https://web.archive.org/web/20230714121629/https://rounb.ru/news/kak-voskresene-stalo-vyhodnym-dnem0703 |deadlink=no }}</ref>. [[Файл:Советский табель-календарь на 1926 год с религиозными официальными праздниками.jpg|200px|мини|слева|Советский табель-календарь на 1926 год. Выходные и праздничные дни выделены жирным.]] Одним из [[Первые декреты советской власти|первых декретов советской власти]] после [[Октябрьская революция|Октябрьской революции]] был декрет о восьмичасовом рабочем дне, по которому рабочая неделя не превышала 48 часов (6 дней)<ref>{{Cite web |url=http://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/5306/ |title=Декрет Совета Народных Комиссаров (О восьмичасовом рабочем дне) |publisher=constitution.garant.ru |accessdate=2019-09-13 |archive-date=2021-10-05 |archive-url=https://web.archive.org/web/20211005152513/http://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/5306/ |deadlink=no }}</ref>. В 1918 году был принят Кодекс законов о труде. В нём упоминалось об обязательном «еженедельном отдыхе», о праздниках и об «особых днях отдыха», но не говорилось, что это — воскресенье и религиозные праздники<ref>Кодекс законов о труде 1918 г. // Собрание Узаконений и Распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства РСФСР. 1918. № 87/88. Ст. 905; http://www.hist.msu.ru/Labour/Law/kodex_18.htm#1 {{Wayback|url=http://www.hist.msu.ru/Labour/Law/kodex_18.htm#1 |date=20150518094014 }}.</ref>. В [[1930 год]]у в [[СССР]] была повсеместно введена «непрерывка», [[Советский революционный календарь|четырёхдневная рабочая неделя]] с пятым выходным днём, индивидуальным для каждого рабочего, общие выходные дни, кроме пяти праздников, отменялись<ref name="S">{{Cite web |url=http://statehistory.ru/1556/Sovetskoe-trudovoe-zakonodatelstvo-v-1920-30-e-gody/ |title=Советское трудовое законодательство |access-date=2011-09-17 |archive-date=2011-10-07 |archive-url=https://web.archive.org/web/20111007070730/http://statehistory.ru/1556/Sovetskoe-trudovoe-zakonodatelstvo-v-1920-30-e-gody/ |deadlink=no }}</ref>. В связи с падением производства 1 сентября [[1931 год]]а установлена общая шестидневная неделя с пятью рабочими днями и выходными 6, 12, 18, 24 и 30 числа каждого месяца. Вместо выходного дня в конце февраля предоставлялся выходной день 1 марта<ref name="S" />. 26 июня [[1940 год]]а [[Верховный Совет СССР|Президиум Верховного Совета СССР]] издал указ «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений», в котором, в частности, писалось: «Перевести во всех государственных, кооперативных и общественных предприятиях и учреждениях работу с шестидневки на семидневную неделю, считая седьмой день недели — воскресенье — днем отдыха»<ref name=":0">{{Cite web |url=https://www.1000dokumente.de/index.html?c=dokument_ru&dokument=0037_arb&object=translation&l=ru |title=Полный текст Указ Президиума Верховного Совета СССР О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и…<!-- Заголовок добавлен ботом --> |access-date=2022-02-09 |archive-date=2022-02-09 |archive-url=https://web.archive.org/web/20220209061434/https://www.1000dokumente.de/index.html?c=dokument_ru&dokument=0037_arb&object=translation&l=ru |deadlink=no }}</ref>. 7 марта [[1967 год]]а было принято постановление [[КПСС|ЦК КПСС]], Совета Министров СССР и [[ВЦСПС]] «О переводе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями», с этого времени в России окончательно днями отдыха закрепились суббота и воскресенье<ref name="S" />. С XX века и в настоящее время преобладающей в мире является так называемая «английская неделя» с двумя нерабочими днями — субботой и воскресеньем. В большинстве стран мира воскресенье является официальным выходным днём. В частности это верно для всех стран Европы, Северной и Южной Америки. В некоторых странах, где официальной религией является [[ислам]], а также в [[Израиль|Израиле]], воскресенье является обычным рабочим днём. == Культурные традиции воскресенья == [[Файл:Sunday Cockfight at Madrid.jpg|thumb|right|Воскресный [[петушиный бой]] в [[Мадрид]]е, гравюра в «[[Harper’s Weekly]]», 1873 г.]] В странах с христианской исторической традицией и находящихся под культурным влиянием Запада в воскресенье закрыто большинство правительственных учреждений. Частные фирмы и магазины в воскресенье также закрываются раньше, чем в другие дни недели. В России парламентские и президентские выборы приурочены к воскресенью. Национальные и региональные выборы в [[Бельгия|Бельгии]] и [[Перу]] всегда проводятся в воскресенье. Воскресный выпуск многих американских и британских ежедневных [[газета|газет]] часто включает цветные [[комиксы]], [[журнал]]-приложение и секцию [[купон]]ов; или имеется «дочерняя газета», которая издаётся только по воскресеньям. Североамериканские [[радио]]станции в воскресенье часто проигрывают специальные радиопостановки. В [[Великобритания|Великобритании]] существует традиция воскресных популярных шоу-программ, где берётся интервью у знаменитостей, выходящих на таких радиостанциях, как [[BBC Radio 1]], и на коммерческих радиостанциях [[Independent Local Radio]]. Этот обычай берёт начало на [[Radio Luxembourg]], когда его воскресное радиовещание в значительной степени состояло из торжественных и религиозных программ. [[Главная лига бейсбола]] обычно намечает все игры на воскресенье. В некоторых традиционно религиозных городах, таких, как [[Бостон]] и [[Балтимор]], игры проводятся не ранее 13:35, чтобы дать возможность посетителям христианских церквей, которые идут на утреннее богослужение, добраться до места игры вовремя. В Великобритании турниры по [[гольф]]у и матчи по [[регби]] обыкновенно проводятся воскресным утром на территории клубов или в [[парк]]ах. Чемпионаты мира по автогонкам [[Формула-1]] всегда проводятся по воскресеньям независимо от страны. Согласно [[Тайский солнечный календарь|тайскому солнечному календарю]], с воскресеньем связан [[красный цвет]]. == Воскресенье как мифический персонаж == [[Файл:Saint nedelja (kyriaki) bulgaria icon.gif|thumb|Икона [[Кириакия Никомидийская|Кириакии Никомедийской]], персонифицированный образ «[[Неделя (мифология)|Недели]]» (воскресенья) в [[Болгария|Болгарии]], XIX век]] {{главная|Неделя (мифология)}} Воскресенье (под именем ''Неделя'') иногда олицетворяется в народных сказаниях: так, украинцы описывали его в виде молодой красивой женщины<ref name="L">''Левкиевская Е. Е.'' Мифы русского народа. — {{М.}}: Астрель, 2011. С. 93. ISBN 978-5-271-24693-7</ref>. Встречается часто в славянских и немецких сказках. Здесь воскресенье является под названием святой Недельки и святой Анастасии. Святая Неделька представляется обыкновенно под видом доброй женщины, которая своими советами и подарками помогает героям и героиням сказаний; поверье это было особенно популярно в [[Сербия|Сербии]], где думали, что «Неделя» есть святая жена, а «[[Параскева Пятница|святая Петка]]» (образ пятницы) — её мать. В Болгарии ассоциировалась со святой Кириакией Никомедийской. Насколько поверье древнее, видно хотя бы из [[Паисиевский сборник|Паисиевского сборника]], в котором помещено слово, обличающее обожание Недели и советующее чествовать не самый день, а соединяемую с ним память о [[воскресение Иисуса Христа|воскресении Иисуса Христа]]<ref>[[ЭСБЕ]], статья «Воскресенье»</ref>. Неделя сурово наказывает тех, кто работает по воскресеньям, особенно ткущих женщин, так, по преданию, одной из них в наказание она отрезала пальцы. Впрочем, если обстоятельства вынуждают к работе, то в случае, если у Бога попросят прощения, Неделя может даже помочь в нужде<ref name="L" />. == События, произошедшие в воскресенье == * {{OldStyleDate|22|января|1905|9|}} [[Кровавое воскресенье]], * 22 июня 1941 года [[нападение Германии на СССР]], * [[Холодное воскресенье]] — метеорологический случай, имевший место 17 января 1982 года, когда беспрецедентно морозный воздух опустил температуру в Канаде и США до небывалых в истории наблюдений рекордно низких уровней. == Воскресенье в именах и названиях == * [[Воскресная школа]] * [[Воскресное чтение]] — журнал религиозно-нравственного характера, выходивший еженедельно с 1837 по 1912 год в Киеве<ref>[[ЭСБЕ]], статья «Воскресное Чтение»</ref>. * [[Воскресные беседы]] — издание [[Общество любителей духовного просвещения|Общества любителей духовного просвещения]] в Москве, первоначально задуманное как серия доступных для народа духовно-нравственных книг, затем выходило в виде четырёхстраничных еженедельных листков, с 1867 по 1906 год<ref>''Рункевич С. Г.'' [http://www.pravenc.ru/text/155344.html Воскресные беседы] {{Wayback|url=http://www.pravenc.ru/text/155344.html |date=20111115085902 }} // ПБЭ. — Т. 3. — Стб. 955—956; ''Извеков Н. Д.'', прот. Исторический очерк полувековой жизни и деятельности Московского общества любителей духовного просвещения (1863—1913 гг.). — М., 1913. — С. 109—115; ''Андреев''. Христианская периодика. — Т. 1. — № 110.</ref> * [[Мрачное воскресенье]] (1933 год) — песня венгерского композитора [[Режё Шереш|Ре́жё Шереша]] об обречённости мира, ставшая международным хитом в исполнении различных исполнителей и заслужившая недобрую славу по числу самоубийств, совершённых после её прослушивания. == Прочие сведения == * В субботу и воскресенье [[магнитное поле Земли]] незначительно изменяется по отношению к будним дням, что связано с падением интенсивности передачи электроэнергии<ref name="Dr">''Дроздова И. В.'' Удивительная биология. — М: ЭНАС, 2008. — С. 115—116. — ISBN 978-5-93196-908-4.</ref>. * Некоторым животным, благодаря деятельности человека, оказался присущ недельный ритм жизни. Так, по выходным возрастает активность [[Крыса|крыс]], обитающих в производственных помещениях<ref name="Dr" />. * [[Шавуот]], еврейская Пятидесятница, для [[караизм|евреев-караимов]] всегда выпадает в воскресенье. == См. также == * [[Воскресение Христово]] * [[Древнеславянский календарь]] == Литература == * {{Книга |автор=[[Бронзов, Александр Александрович|Бронзов А. А.]] |часть=Воскресного дня провождение |ссылка часть=http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/pravoslavnaja-bogoslovskaja-jenciklopedija/tom-3/voskresnyj-den-2.html |заглавие=[[Православная богословская энциклопедия]] |оригинал= |ссылка= |викитека= |ответственный= |издание= |место=СПб. |издательство=Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» |год=1902 |том=3 |страницы= |столбцы=979 |страниц= |серия= |isbn= |тираж= |ref=Бронзов }} * {{ВТ-ЭСБЕ|Воскресный отдых|[[Миклашевский, Александр Николаевич|Миклашевский А. Н.]]}} * {{Книга |автор= [[Петровский, Александр Васильевич|Петровский А. В.]]|часть=Воскресный день (в христианстве) |ссылка часть=http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/pravoslavnaja-bogoslovskaja-jenciklopedija/tom-3/voskresnyj-den.html|заглавие=[[Православная богословская энциклопедия]] |оригинал= |ссылка= |викитека= |ответственный= |издание= |место=СПб. |издательство=Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» |год=1902 |том=3 |страницы= |столбцы=956 |страниц= |серия= |isbn= |тираж= |ref=Петровский }} * {{Статья|автор=[[Фасмер, Макс|Фасмер М.]] |заглавие=Воскресенье |автор издания= |ссылка=http://enc-dic.com/fasmer/Voskresene-2833.html|издание=[[Этимологический словарь русского языка М. Фасмера|Этимологический словарь русского языка]]. Пер. с нем. и доп. [[Трубачёв, Олег Николаевич|О. Н. Трубачева]] |ответственный=под ред. и с предисл. [[Ларин, Борис Александрович|Б. А. Ларина]] |место=М. |издательство=[[Прогресс (издательство)|Прогресс]] |год=1986 |том=1 (А — Д) |номер= |страницы=357 |страниц=576 |серия= |ref=Фасмер}} * ''Barnhart, Robert K.'' The Barnhart Concise Dictionary of Etymology. Harper Collins, 1995. ISBN 0-06-270084-7 == Примечания == {{Родственные проекты | Тема = Воскресенье | Викицитатник = Воскресенье }} {{Примечания}} {{Неделя}} [[Категория:Дни недели| 07]]
Описание изменений:
Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Народные Сказки» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см.
РуСказки:Авторские права
).
НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!
Отменить
Справка по редактированию
(в новом окне)
Отобразить/Скрыть ограниченную ширину содержимого