Перейти к содержанию
Главное меню
Главное меню
переместить в боковую панель
скрыть
Навигация
Заглавная страница
Указатели
Свежие правки
Случайная страница
Справка по MediaWiki
Народные Сказки
Поиск
Найти
Создать учётную запись
Войти
Персональные инструменты
Создать учётную запись
Войти
Страницы для неавторизованных редакторов
узнать больше
Вклад
Обсуждение
Редактирование:
Воскресенье
(раздел)
Статья
Обсуждение
русский
Читать
Править
Править код
История
Инструменты
Инструменты
переместить в боковую панель
скрыть
Действия
Читать
Править
Править код
История
Общие
Ссылки сюда
Связанные правки
Служебные страницы
Сведения о странице
Внимание:
Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы
войдёте
или
создадите учётную запись
, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Анти-спам проверка.
Не
заполняйте это!
== Становление воскресного трудового законодательства == [[Файл:Söndagsafton i en dalastuga av Amalia Lindegren 1860.jpg|thumb|Воскресный вечер в сельском доме ([[Линдегрен, Амалия|Амалия Линдегрен]]), [[Швеция]], 1860 г.]] [[Древний Вавилон|Вавилоняне]], по-видимому, первыми официально ввели семидневную неделю с одним днём покоя, который население должно было посвящать исполнению своих религиозных обязанностей и физическому покою. В [[Иудаизм|Моисеевом законодательстве]] приводятся точные постановления о дне субботнего покоя. Сохранив деление недели на 7 дней, ортодоксальное христианство перенесло день покоя с субботы на воскресенье<ref name="VO" />. В [[Средние века]] в Европе и на Руси повод к нарушению воскресного отдыха дают повсеместно устанавливающиеся [[Крепостное право|крепостнические отношения]]. Как европейские, так и российское законодательство, наряду с развитием этих отношений, начинают поневоле обращать внимание на вопрос о дне отдыха. Запрещение пользоваться трудом крепостных по воскресеньям встречается в России уже в XVII веке. В [[1699 год]]у князь Оболенский был посажен в тюрьму за принуждение своих крестьян работать по воскресеньям<ref>П. С. З., № 453</ref>. Запрещение работать на казённых и частных фабриках находим и в адмиралтейств-регламенте ([[1722 год]]). {{сс3|21.9.1741}} года в регламенте, относящемся к суконным фабрикам, постановлено, что работы должны оканчиваться в субботу в 12 часов дня и совсем прекращаться по воскресеньям. В [[1744 год]]у мануфактур-контора, по жалобе рабочих писчебумажных фабрик, постановила, что по праздникам вообще и в субботу за три часа до вечера работа должна прекращаться, за исключением тех случаев, если [[бумага]] изготовляется для присутственных мест или для выделки [[Ассигнация|ассигнаций]]. Запрещение употреблять крепостных на работы по воскресеньям было подтверждено [[Павел I|Павлом I]] и его преемниками. В [[1818 год]]у дошло до сведения государя, что многие помещики употребляют своих крестьян на работу по воскресным дням. По этому поводу состоялось распоряжение, которым предписывалось, чтобы духовные лица доносили о подобных злоупотреблениях министру внутренних дел, который доводил о том до сведения комитета министров<ref>П. С. З., № 27240</ref>. Скоро, впрочем, с духовенства была снята эта обязанность, а надзор за соблюдением запрещения поручен губернскому начальству<ref>П. С. З., № 27549</ref>. В томе IX Свода Законов издания 1857 года это запрещение составляло статью 1046<ref name="VO" />. Нечто аналогичное было и на Западе. Интересы городских рабочих охранялись в этом отношении средневековым [[цех]]овым устройством. Но, начиная с конца XVIII века, когда все больше и больше распространяется теория полного невмешательства государственной власти в отношения между работодателями и рабочими, рабочие приобрели личную независимость и попали в кабалу экономическую, что выразилось необыкновенным обременением их работой не только в непраздничные дни, но и по воскресеньям. Употребление рабочих сил зачастую стало совершаться в прямой ущерб физической и умственной силе, нравственности и семейному союзу. Законодательство снова вступилось за рабочих, и одной из задач его являлось стремление обеспечить рабочим воскресный отдых. Противники ограничения так называемой свободы труда пытались утверждать, что прекращение промышленной работы по воскресеньям должно уменьшить народное богатство. Этот аргумент был признан совершенно неосновательным, так как, во-первых, цель производительной деятельности не есть накопление богатства, а общее благосостояние населения, подрываемое воскресным трудом; во-вторых, вполне доказано, что с установлением отдыха возрастают энергия, внимание и интерес к труду. Ещё [[Маколей, Томас Бабингтон|Маколей]] сделал следующее замечание о воскресном отдыхе: «Этот день не потерян для народа. Когда все промышленные занятия оставлены, когда плуг лежит в своей борозде, когда дым не клубится над фабричными трубами, в это время совершается важнейшая из операций в деятельности, направленной на производство богатства: чинится машина из машин, та машина, без которой ничтожны все изобретения Ватта и Аркрайта — человек». Целый ряд обществ в Западной Европе и в Америке, возник специально для того, чтобы отстоять рабочим классам воскресный отдых. Одно из таких обществ образовалось в [[1861 год]]у в [[Женева|Женеве]] и имело свои отделения во многих государствах Европы и Америки. 22 и 23 декабря [[1886 год]]а депутаты от различных стран съехались в [[Брюссель]] и обсуждали вопрос с трёх точек зрения: с общей, церковной и промышленно-технической. Конференция пришла к выводу, что следует признать важное значение воскресного отдыха с социальной, санитарной и нравственно-религиозной точки зрения, как для отдельных лиц, так и для целого государства. Докладчик Серезоль из Веве доказывал, что воскресный отдых есть не только физическая и нравственная необходимость, но и право каждого. Конференция высказалась в том смысле, что воскресный день наиболее удобен как день для отдыха, и для рабочих, и для предпринимателей, и что в большинстве отраслей промышленности установление дня покоя вполне возможно; когда нет возможности устроить день отдыха в воскресенье, для этого нужно избрать другой день недели; необходимо также установить, чтобы расчёты с рабочими отнюдь не происходили в субботу и воскресенье. Относительно почтово-телеграфной службы были высказаны следующие пожелания: * ограничить в воскресенье одним разом или двумя в день выемку и разборку писем и уменьшить продолжительность службы почтальонов; * прекратить всякие выдачи, за исключением уплаты почтовых ассигновок и выдачи постпакетов; * ограничить в небольших городах телеграфную службу несколькими часами в день; * установить, что каждый почтово-телеграфный служащий, кто бы он ни был — чиновник или простой рабочий, имеет право в течение месяца на отдых в течение 2-х полных воскресений и 2-х полных других дней в непраздничное время<ref name="VO" />. Относительно железнодорожного движения пожелания сводились к следующему: * по воскресеньям прекращаются работы во всех мастерских и по всем новым сооружениям, кроме не терпящих отлагательства; * приём и выдача грузов, а также службы товарной тяги должны быть доведены до минимума; * число служащих должно быть доведено до такого размера, чтобы появилась возможность давать воскресный отпуск по очереди<ref name="VO" />. [[Файл:Deiters Sonntagsspaziergang.jpg|thumb|Воскресная прогулка ([[Дейтерс, Генрих|Генрих Дейтерс]], 1840—1916), [[Германия]]]] Вопрос о воскресном отдыхе к концу XIX века настолько назрел, что берлинская рабочая международная конференция [[1890 год]]а выбрала для обсуждения этого предмета особую комиссию, которая состояла из представителей [[Германия|Германии]], [[Австрия|Австрии]], [[Венгрия|Венгрии]], [[Бельгия|Бельгии]], [[Дания|Дании]], [[Франция|Франции]], [[Великобритания|Великобритании]], [[Италия|Италии]], [[Люксембург]]а, [[Нидерланды|Нидерландов]], [[Португалия|Португалии]], [[Швейцария|Швейцарии]] и [[Швеция|Швеции]]. Доклад комиссии рассматривался в пяти заседаниях, под председательством архиепископа доктора Коппа. Комиссия пришла к следующим результатам: # Желательно, чтобы за необходимыми исключениями и отсрочками в каждой стране один день отдыха в неделю предоставлялся как лицам покровительствуемого возраста, так и всем взрослым рабочим, занятым в промышленной деятельности, и чтобы таким днём было воскресенье. # Исключения могут быть допущены для тех промыслов, которые или по техническим причинам требуют непрерывности в производстве, или же доставляют предметы необходимости, производство которых должно совершаться ежедневно, а также по отношению к тем промыслам, которые по самой своей природе могут совершаться только в определённое время года или зависят от неправильного действия сил природы. Желательно во всяком случае, чтобы рабочий, занятый в одном из этих промыслов, имел одно свободное воскресенье из двух. # Желательно, чтобы для решения вопроса с однообразной точки зрения законоположения эти были установлены путём соглашения правительств<ref name="VO" />. С наибольшей строгостью соблюдался воскресный день в викторианской Англии, где в воскресные дни нельзя было ни отправить письма, ни получить его и где приезжий в конце XIX века рисковал остаться голодным, потому что, кроме кабаков, все рестораны и съестные лавки были закрыты. В Англии воскресный труд был совершенно воспрещён, за исключением случаев благотворения и не терпящих отлагательства. В основании всего фабричного законодательства лежит фабричный акт 1878 года, который несколько расширял понятие воскресного отдыха, распространяя его на некоторую часть субботнего дня. По отношению к подросткам и женщинам период занятий по субботам на фабриках, обрабатывающих волокнистые вещества, не должен был продолжаться долее 1,5 часов дня. Время работы детей по субботам на тех же фабриках должно быть то же, как и для подростков; но ребёнок не мог быть употребляем на работы две субботы подряд и вообще в субботу той недели, когда он в какой-либо другой день был занят более пяти с половиной часов. Период занятий на фабриках, обрабатывающих не волокнистые вещества, был несколько больше: он оканчивается обыкновенно в четыре часа дня. Дети по субботам не должны быть заняты работой раньше первого часа пополудни, если в какой-нибудь другой день недели они были заняты раньше этого часа или позже первого часа, если в другой день той же недели они были заняты после этого часа. Чтобы занятие какой-либо работой по воскресеньям детей, подростков и женщин, принадлежащих к иудейскому вероисповеданию, не влекло за собой никакого штрафа, требовалось: * чтобы владелец фабрики или мастерской сам принадлежал к иудейскому вероисповеданию; * чтобы фабрика или мастерская была заперта в субботу и не была открываема для торговых сделок в воскресенье; * чтобы владелец не пользовался исключением, дающим право занимать подростков и женщин по субботам вечером или в добавочный час в какой-нибудь иной день недели<ref name="VO" />. Русское законодательство в XIX веке не содержало в себе общего воспрещения воскресной работы, а потому в особенности на фабриках, в горном, рудокопном и торговом деле воскресная работа не была редкостью. Имелись, впрочем, некоторые разрозненные постановления по этому поводу в разных отделах российского Свода Законов. Так, Городское положение (статья 2050 тома II, часть I, издание [[1887 год]]а) давало думам право издавать обязательные постановления о времени открытия и закрытия торговых и промышленных заведений в воскресные и праздничные дни. В «Уставе о промышленности» имелись постановления о работе ремесленников и малолетних рабочих; статья 152 «Ремесленного устава» гласила: ''«ремесленных дней в неделе шесть; в день же воскресный и дни двунадесятых праздников ремесленники не должны работать без необходимой нужды»''. Мастерам-евреям дозволялось работать и в эти дни, но с тем условием, чтобы отнюдь не употребляли для этого подмастерьев и учеников из христиан. Мастера же из христиан не должны принуждать к работам подмастерьев и учеников из евреев в те дни, когда последним, по их закону, работать не дозволяется, но они, вместо того, могли употреблять евреев в работы по христианским праздникам и воскресеньям. На основании того же Устава евреи-мастера, получившие от ремесленной управы разрешение держать малолетних учеников из христиан, должны были отправлять этих учеников по воскресеньям в церковь: наблюдение за этим возлагалось на особенную обязанность ремесленных голов (статья 112). Все эти постановления, однако, почти не исполнялись на практике. В 1882 году в [[Черта оседлости|губерниях постоянной оседлости евреев]], им было воспрещено производить торговлю в воскресные дни и [[двунадесятые праздники]]. Законом {{сс3|1.6.1882}} года работа по воскресным и высокоторжественным дням для малолетних до 15 лет воспрещалась; тем же законом учреждалась фабричная инспекция, долженствующая наблюдать за выполнением законов о работах на фабриках. По закону {{сс3|24.2.1890}} года абсолютное воспрещение получило условный характер. Главному фабричному инспектору предоставлялось разрешать, по представлениям местных чинов фабричной инспекции, работу малолетних, в возрасте от 12 и до 15 лет, в те воскресные и «высокоторжественные» дни, в которые на фабрике, заводе или мануфактуре производятся работы взрослыми рабочими. Тот же закон 1890 года временно, на три года, распространял правила о работе и обучении малолетних (а следовательно, и воскресной работе) также на те ремесленные заведения, к которым применение их будет признано полезным. Нарушители закона подлежали аресту не свыше месяца или денежному взысканию не свыше ста рублей. Положение о найме на сельские работы {{сс3|11.6.1886}} года не предусматривало вопроса о воскресном труде<ref name="VO" />. Официально воскресенье объявили нерабочим днем в Российской империи лишь 14 июля 1897 года, когда император [[Николай II]] указом запретил работать фабрикам и другим предприятиям по воскресеньям и в праздничные дни из православного календаря. При этом работодатели могли договориться с рабочими, чтобы они вышли работать в воскресенье, а взамен отдыхали в другой день<ref>{{Cite web |url=https://www.pnp.ru/social/kogda-voskresene-stalo-vykhodnym-dnyom.html |title=Когда воскресенье стало выходным днём |access-date=2023-07-14 |archive-date=2023-07-14 |archive-url=https://web.archive.org/web/20230714121631/https://www.pnp.ru/social/kogda-voskresene-stalo-vykhodnym-dnyom.html |deadlink=no }}</ref><ref>{{Cite web |url=https://rounb.ru/news/kak-voskresene-stalo-vyhodnym-dnem0703 |title=Как воскресенье стало выходным днем |access-date=2023-07-14 |archive-date=2023-07-14 |archive-url=https://web.archive.org/web/20230714121629/https://rounb.ru/news/kak-voskresene-stalo-vyhodnym-dnem0703 |deadlink=no }}</ref>. [[Файл:Советский табель-календарь на 1926 год с религиозными официальными праздниками.jpg|200px|мини|слева|Советский табель-календарь на 1926 год. Выходные и праздничные дни выделены жирным.]] Одним из [[Первые декреты советской власти|первых декретов советской власти]] после [[Октябрьская революция|Октябрьской революции]] был декрет о восьмичасовом рабочем дне, по которому рабочая неделя не превышала 48 часов (6 дней)<ref>{{Cite web |url=http://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/5306/ |title=Декрет Совета Народных Комиссаров (О восьмичасовом рабочем дне) |publisher=constitution.garant.ru |accessdate=2019-09-13 |archive-date=2021-10-05 |archive-url=https://web.archive.org/web/20211005152513/http://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/5306/ |deadlink=no }}</ref>. В 1918 году был принят Кодекс законов о труде. В нём упоминалось об обязательном «еженедельном отдыхе», о праздниках и об «особых днях отдыха», но не говорилось, что это — воскресенье и религиозные праздники<ref>Кодекс законов о труде 1918 г. // Собрание Узаконений и Распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства РСФСР. 1918. № 87/88. Ст. 905; http://www.hist.msu.ru/Labour/Law/kodex_18.htm#1 {{Wayback|url=http://www.hist.msu.ru/Labour/Law/kodex_18.htm#1 |date=20150518094014 }}.</ref>. В [[1930 год]]у в [[СССР]] была повсеместно введена «непрерывка», [[Советский революционный календарь|четырёхдневная рабочая неделя]] с пятым выходным днём, индивидуальным для каждого рабочего, общие выходные дни, кроме пяти праздников, отменялись<ref name="S">{{Cite web |url=http://statehistory.ru/1556/Sovetskoe-trudovoe-zakonodatelstvo-v-1920-30-e-gody/ |title=Советское трудовое законодательство |access-date=2011-09-17 |archive-date=2011-10-07 |archive-url=https://web.archive.org/web/20111007070730/http://statehistory.ru/1556/Sovetskoe-trudovoe-zakonodatelstvo-v-1920-30-e-gody/ |deadlink=no }}</ref>. В связи с падением производства 1 сентября [[1931 год]]а установлена общая шестидневная неделя с пятью рабочими днями и выходными 6, 12, 18, 24 и 30 числа каждого месяца. Вместо выходного дня в конце февраля предоставлялся выходной день 1 марта<ref name="S" />. 26 июня [[1940 год]]а [[Верховный Совет СССР|Президиум Верховного Совета СССР]] издал указ «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений», в котором, в частности, писалось: «Перевести во всех государственных, кооперативных и общественных предприятиях и учреждениях работу с шестидневки на семидневную неделю, считая седьмой день недели — воскресенье — днем отдыха»<ref name=":0">{{Cite web |url=https://www.1000dokumente.de/index.html?c=dokument_ru&dokument=0037_arb&object=translation&l=ru |title=Полный текст Указ Президиума Верховного Совета СССР О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и…<!-- Заголовок добавлен ботом --> |access-date=2022-02-09 |archive-date=2022-02-09 |archive-url=https://web.archive.org/web/20220209061434/https://www.1000dokumente.de/index.html?c=dokument_ru&dokument=0037_arb&object=translation&l=ru |deadlink=no }}</ref>. 7 марта [[1967 год]]а было принято постановление [[КПСС|ЦК КПСС]], Совета Министров СССР и [[ВЦСПС]] «О переводе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями», с этого времени в России окончательно днями отдыха закрепились суббота и воскресенье<ref name="S" />. С XX века и в настоящее время преобладающей в мире является так называемая «английская неделя» с двумя нерабочими днями — субботой и воскресеньем. В большинстве стран мира воскресенье является официальным выходным днём. В частности это верно для всех стран Европы, Северной и Южной Америки. В некоторых странах, где официальной религией является [[ислам]], а также в [[Израиль|Израиле]], воскресенье является обычным рабочим днём.
Описание изменений:
Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Народные Сказки» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см.
РуСказки:Авторские права
).
НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!
Отменить
Справка по редактированию
(в новом окне)
Отобразить/Скрыть ограниченную ширину содержимого